Независимое педагогическое издание учительская газета. 08.01.2017

Уместить три урока в один

Анфиса ШОЛОМИЦКАЯ - учитель начальных классов школы №1788, а также методист по введению технологии смешанного обучения в образовательный процесс.

- Анфиса Владимировна, когда метод смешанного обучения начал развиваться в вашей школе?- Еще до момента открытия нового здания нашего комплекса многие педагоги подразделения прошли курсы повышения квалификации и посетили многочисленные семинары, где активно обучались технологии смешанного обучения. Знакомство с данной методикой началось еще в летний период, задолго до начала учебного года. Большинство из нас, учителей, вдохновились этой технологией и захотели внедрить ее в своей работе, что мы, в общем-то, с успехом и делаем.

Цель методики - максимально увлечь детей, повысить их мотивацию к учебе. Интернет все больше занимает умы подрастающего поколения, и закрывать на это глаза недальновидно и просто глупо. Наша задача как педагогов - показать и доказать детям, что Интернет - это не только источник игр и развлечений, но и безграничный мегаучебник, в котором содержится колоссальный объем знаний. И учителя, и ученики могут и должны использовать этот ресурс на своих уроках для разнообразия учебного процесса и максимальной активности учащихся.
В технологию смешанного обучения входит несколько основных форм и видов: это и «ротация станций/лабораторий», и «автономная группа», и, например, «перевернутый класс». Технологий несколько. Каждый учитель пробует их в своей практике и выбирает оптимальную для конкретного класса.
К примеру, «перевернутый класс» - это когда учитель отправляет детям, а возможно и родителям, ссылки на какие-либо интернет-ресурсы (это могут быть научно-познавательные фильмы, презентации), ученики изучают данную информацию дома и, уже придя на урок, который проходит в нетрадиционной форме (такой как научная конференция, семинар, диспут, викторина), обсуждают ее с педагогом.
Таким образом, учитель, задав всего пару вопросов, сразу понимает, кто в теме разобрался, а кто - нет, кто заинтересовался материалом, а кто вообще не имеет о нем представления. Главное в этой технологии - проведение урока в нетрадиционной форме, то есть не говорящая 40 минут «голова учителя».
- А другие технологии? Какая из них самая популярная?
- Наибольшей популярностью у детей пользуется техника «ротация станций», когда класс делится на 3-4 группы, где каждая группа выполняет какое-то свое задание в течение 10-15 минут. За весь урок ученики проходят абсолютно все станции. Для детей важна кардинальная смена деятельности на уроках, поскольку сидеть 40 минут за однотипными, монотонными заданиями давно никому не интересно.
- Чем отличаются станции друг от друга?
- Первая станция предполагает работу с учителем, вторая - работу онлайн, за индивидуальными планшетами или ноутбуками, и, наконец, третья - это групповая, коллективная деятельность. Скажем, класс делится на группы по 8-10 человек. Группы могут формироваться по разному принципу (и по желанию детей, и на усмотрение учителя).
На первой станции учитель имеет возможность уделить внимание каждому ученику и оценить степень его готовности к уроку. На второй станции дети изучают или ищут научно-популярную информацию, о которой мы уже говорили.
Ученикам, которые работают в группе, дается какое-либо задание/проект, для того чтобы они учились совместно решать поставленные задачи и нести коллективную ответственность за результат, который они будут презентовать перед всем классом в конце урока.
- Можете назвать онлайн-ресурсы, которыми пользуются ученики?
- Наша школа работает на многих интерактивных площадках, например, это и «ЯКласс», и «Учи.ру», и «Матема». Мы с большим успехом и удовольствием применяем их на своих уроках и в домашних заданиях.
- Всем ли предметам подошла методика смешанного обучения?
- Мы пробуем методику абсолютно на всех предметах, она одинаково хорошо работает, нельзя выделить какой-то один.
Могу сказать, что объем сделанного и изученного на уроке в разы превышает объем, который усваивали дети по традиционной методике. Дети успевают все, и, например, «ротация станций» с разделением класса на несколько блоков создает ощущение, что учитель провел три урока вместо одного.
- Вы используете для методики что-нибудь новое, индивидуальное?
- Когда мы проходили обучение по данной методике, наш педагог говорил, что есть 120 подвидов, или вариаций, смешанного обучения, но каждый учитель обязательно изобретает свой, 121-й. Естественно, у каждого педагога есть свои наработки и приемы.
Может быть, учителю и непросто провести урок по этой технологии, ведь нужно очень серьезно готовиться...
- То есть для такой работы нужны более творческие педагоги?
- Согласна. Также нужно найти очень серьезные интернет-площадки и ресурсы, найти интересные задания, ориентированные по возрасту детей и тематике урока. Это творческая деятельность, и по времени она очень затратна.
И как говорится, кто не хочет, тот ищет причину, а кто хочет, тот ищет возможности.

http://www.ug.ru/archive/68220#