Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Троицкий и Новомосковский административные округа

Летняя смена "МИР"


Программа летней смены

Целью летней смены является выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой и познавательной деятельности.

Задачи:

  • организация разнообразной досуговой деятельности и активного общения с природой;
  • физическое оздоровление детей;
  • организация духовного и физического развития посредством игры, познавательной и трудовой деятельностью;
  • формирование у школьников понятия о толерантности и развитие коммуникативных навыков;
  • формирование у школьников понятий о нравственных и культурных ценностях;
  • формирование навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
  • приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
  • развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Сроки и условия пребывания:

Программа реализуется в течение лагерной смены (21 день).

Программа рассчитана на учащихся 1 – 7 классов. Оптимальное количество детей в отряде – 20 человек.

Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют: начальник лагеря, вожатые (преподаватели школы), психолог и логопед, педагоги дополнительного образования.

Принципы

Программа летней смены ГБОУ школы № 1788 «Мир» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику школы почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе.

4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летней смены предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня и концепции смены;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности.

Направления деятельности летней школы:

Исследовательское экологическое направление;

художественно – эстетическое направление;

трудовая деятельность;

физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • аправление информационных технологий;

гингво – направление;

Кадровое обеспечение

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Директор смены;

заместитель директора;

педагог по организации досуговой деятельности.

Кураторы отрядов:

Вожатые отрядов – педагоги ГБОУ школы № 1788

Методическое обеспечение:

Наличие необходимой документации, программы, плана;

Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала летней смены;

Программа смены предусматривает:

Коллективные творческие дела;

Творческие мастерские; индивидуальная работа; тренинги; квесты; деловые и ролевые игры; проектная и исследовательская деятельности.

Содержание программы

В рамках летней смены проводится игра «Путешествие по четырем сторонам света».

В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности.

Задача смены: каждому отряду пройти путешествие по всему миру и собрать ( сделать, найти, придумать) как можно больше тематических вещей, предметов, артифактов. На гала-концерте в конце смены каждый отряд представляет свой проект-выступление.

По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение летней смены.

Вожатые учитывают в своей работе итоги деятельности детей (это выражается в созданной ими в любой технике карты мира с тематическими отметками).

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке смайликов. ( в каждом отряде)

Организационно-педагогическая деятельность:

  • комплектование штата лагеря кадрами;
  • участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
  • совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
  • проведение родительского собрания;
  • проведение инструктажей с вожатыми по технике безопасности и охране здоровья детей

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация пеших экскурсий;
  • организация выездных экскурсий;
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий;
  • спортивные эстафеты;
  • подвижные спортивные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  • Огонёк «Расскажи мне о себе»;
  • Коммуникативные игры на знакомство;
  • Игры на выявление лидеров;
  • Игры на сплочение коллектива;

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых

Пошаговая

диагностика

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Народный форум. Наполнение тематических секций

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктаж:

  • Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»

Беседы

  • Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?»;
  • Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
  • Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»

Работа по развитию творческих способностей детей

  • Оформление отрядных уголков, стенных газет;
  • Ярмарка идей и предложений;
  • Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Волшебные мелки»;
  • Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

Мероприятия на развитие творческого мышления:

Загадки, кроссворды, ребусы,

викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»,

конкурсная программа «Эрудит – шоу»,

конкурс – игра «Весёлые минутки»,

конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,

конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»,

интеллектуальная игра «Своя игра»

конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

Итоговая выставка поделок, рисунков.

Физкультурно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка); спортивная игры на спортивной площадке; подвижные игры на свежем; эстафеты; тематический день «Олимпиада».

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

воспитать бережное отношение к природе; повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,уровень экологической культуры детей.

Основные формы работы:

Экологический десант; операция « Тропинка»,«Зеленый патруль»; участие в экологических акциях.

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Кроме этого, художественно-эстетическое направление помогает внедрить концепцию летней смены. Включает в себя темы костюмов народов мира, достопримечательности разных стран, пейзажи материков. Задачи эстетической деятельности:

Пробуждать в детях чувство прекрасного; формировать навыки культурного поведения и общения; прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в школе можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

Посещение кинозала, создание выставки; проведение мастер-классов; конкурс оформления отрядных уголков «Наш отряд»; фотоконкурс.

Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

Бытовой самообслуживающий труд;

Общественно значимый труд. (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий.

Самообслуживающая деятельность детей в школе включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Информационные технологии:

Неотъемлемой частью будней современного ребенка являются информационные технологии, они позволяют не только находить любую информацию, но создавать уникальные вещи просто. Так на дополнительных занятиях по этому направлению, наши дети научаться создавать мультфильмы, обрабатывать информацию, снимать и фотографировать и даже вести настоящий радио эфир.

Основные формы работы:

Теория на практике (максимальное количество практической деятельности); фото и видео съемка; работа со ресурсами;

Лингвистическое направление:

Безусловно, знание языков помогает еще больше узнать о нашей планете, о странах. Именно поэтому данное направление занимает особую позицию нашей летней смене. В качестве дополнительного образования детям будет предложено знакомство сразу с несколькими языками мира.

Основные формы работы:

Аудирование;

Лингвистические игры и квесты;

Погружение в импровизированную языковую среду.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Подготовительный – апрель - май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летней школы начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности школы - подготовка методического материала для работников смены;

- отбор кадров для работы;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

запуск программы «Мир»;

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

реализация основной идеи смены;

вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов смены;

выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

организация взаимодействия летней школы «Мир» с социумом.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности

Режим дня

8.45 - 9.15

Приход дежурных вожатых, встреча детей, линейка (построение).

9.15 - 9.30

Зарядка

9.30 - 10.00

Завтрак

10.00 - 12.30

Отрядные, лагерные дела (работа по плану)

12.30 - 13.00

Обед

13.00 - 15.00

Работа по доп.образованию

15.00 – 15.30

Полдник

15.30 - 17.30

Отрядные дела

17.30 - 18.00

Подведение итогов, отправка детей домой