Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Троицкий и Новомосковский административные округа

Психолого-педагогическое сопровождение


Психолого-педагогическое сопровождение детей

Введение федерального государственного образовательного стандарта изменило порядок осуществления образовательной деятельности в школах. Смещение ориентиров ведения педагогической деятельности на обеспечение условий для всестороннего развития личности выдвинуло на первый план психолого-педагогическое сопровождение детей, позволяющее отследить индивидуальные результаты освоения программ, способствовать формированию личностных качеств. Психолого-педагогического сопровождение позволяет охватывать сразу несколько образовательных задач, поэтому его следует рассматривать как неотъемлемое звено системы образования, которое должно быть реализовано в каждой образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС: понятие, цели и задачи

Психолого-педагогическое сопровождение детей – это система профессиональной деятельности в области образования, осуществляемая с целью создания комфортных психологических и социальных условий для успешного освоения школьником предусмотренных программами знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения. Сопровождение ребенка позволяет обеспечить ему свободу развития и самовыражения. При этом очень важно, чтобы учащийся выступал в данной модели отношений полноправным субъектом, активно взаимодействующим с педагогами и родителями.

Цель реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей – гарантировать результаты обучения, реализации планов воспитательной работы, предусмотренные ФГОС. Этапы достижения цели в условиях школы позволяет выявить психолого-педагогическая диагностика, которая систематически проводится под руководством педагога-психолога.
К задачам психолого-педагогического сопровождения следует отнести:

  • предупреждение возникновения затруднений в развитии школьников, формирование у учащихся способности адаптироваться к новым условиям осуществления образовательного процесса;
  • оказание помощи учащимся в вопросах повышения успеваемости, социализации, профессиональной ориентации, достижения эмоциональной стабильности, уверенности в собственных силах, преодоления конфликтов, построения дружеских отношений с одноклассниками, старшими товарищами, родителями, членами семьи;
  • повышение психологической образованности педагогического коллектива ОО, родителей.

Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей

Сопровождение развития школьников со стороны педагогического коллектива и психологов важно рассматривать как комплекс мероприятий, реализуемый на разных этапах взросления. В условиях введение ФГОС очень важно обеспечить осуществление консультативной, мониторинговой, коррекционно-развивающей работы со школьниками в индивидуальном и групповом порядке. Так, в рамках класса и школы важно реализовать сопровождение по таким направлениям:

  • оказание помощи в адаптации учащихся в переходные периоды (поступление в первый класс, переход в основную школу в 5 классе);
  • профилактика девиантного поведения у школьников «группы риска»;
  • психологическое консультирование педагогов-предметников, родителей;
  • диагностика способностей учащихся;
  • выявление детей с особыми образовательными потребностями, создание условий для освоения ими основных образовательных программ (индивидуализация обучения);
  • выявление и поддержка одаренных школьников;
  • укрепление психического здоровья детского контингента;
  • профориентационная работа.

Программы психолого-педагогического сопровождения детей реализуются через внедрение в образовательный процесс специальных условий со стороны руководства ОО, педагогического коллектива, педагогов-психологов.

Школьный психолог обязан в соответствии с должностными обязанностями проводить психолого-педагогическую диагностику учащихся, консультировать школьников, учителей и школьников по вопросам взаимодействия, организации воспитательно-учебного процесса, вести коррекционно-развивающую деятельность, оказывать помощь в дифференциации учебной нагрузки.
В условиях сопровождения педагогам следует учитывать индивидуальные возможности детей, использовать современные образовательные технологии, оптимизировать процесс обучения, обеспечивать здоровьесберегающие условия на уроках, вести разъяснительную работу с родителями.

Администрация школы должна организовать оптимальный режим учебных нагрузок через разработку и утверждение нормативных документов, обеспечить контроль сопровождения, стимулировать взаимодействие учителей, педагога-психолога, родителей.

Только при условии выполнения этих условий в образовательной организации удастся организовать психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС, наладить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса с целью создания в стенах школы уникальной среды, в которой дети могут получать новые знания, осваивать навыки и умения, формировать личностные качества.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Сопровождение процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья отличается рядом особенностей, связанных с необходимостью формирования психологической готовности участников образовательного процесса к работе с инвалидами.

Для этого требуется переосмысление школьниками отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, утверждение адаптированных образовательных программ, введение значительных изменений в организацию процесса обучения, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должно включать:

  • выявление у детей-инвалидов патологий на школьном психолого-педагогическом консилиуме, их анализ и разработка путей устранения;
  • составление индивидуальной программы сопровождения с учетом особенностей каждого ребенка (консультации, коррекционно-развивающие занятия);
  • оказание консультативной поддержке семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ;
  • оценку эффективности обучения детей-инвалидов по адаптированным программам, анализ результативности психолого-педагогического сопровождения, внесение коррективов в работу специалистов (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда).

Выполнение деятельности по вышеперечисленным направлениям позволяет успешно реализовать процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных школах, обеспечить физическое, психическое, психологическое, нравственное и социальное здоровье всех участников образовательного процесса.

Менеджер образования Справочник педагога-психолога.http://www.menobr.ru/article/62018-qqe-16-m10-psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-detey?ustp=W