Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Троицкий и Новомосковский административные округа

Программа развития

Проект паспорта программы развития

Полное наименование программы

«Школа — центр интересов и возможностей»

Ответственный исполнитель программы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1788»

Авторы и разработчики программы

Основания для разработки программы

Задачи, поставленные в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»):

  1. Обеспечение высокого качества образования на всех уровнях
  2. Комплексное развитие сети образовательных организаций и образовательной инфраструктуры для обеспечения доступности общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся
  3. Максимальное удовлетворение запросов жителей города Москвы на образовательные услуги
  4. Внедрение современных инструментов независимой и прозрачной для общества оценки качества образования
  5. Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи
  6. Создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов города Москвы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы
  7. Обеспечение эффективности управления системой образования города Москвы
  8. Развитие государственно-общественного управления в системе образования

Нормативная база:

  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция о правах ребенка
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
  • Устав образовательного учреждения

Приоритетная цель программы

Формирование основ современного конкурентоспособного образовательного комплекса, который максимально удовлетворяет запросы жителей города Москвы и государства на качественное образование, всестороннее развитие, укрепление здоровья детей. Находясь в новой школе, ребенок не готовится к будущей жизни, а уже живет реальной, сегодняшней жизнью, которая наполнена интересной, отвечающей его потребностям и особенностям деятельностью: учебной, игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Задачи реализации программы

  • Повышение качества образования за счет перехода к новой системно-деятельностной парадигме, заявленной в федеральных государственных образовательных стандартах. От «накопления» знаний, умений, навыков — к развитию личности ребенка. От однообразия образовательной среды, монотонности учебного процесса — к смене видов деятельности, к высокой мотивации учения, к здоровьесбережению
  • Разработка образовательной программы, максимально учитывающей запросы различных групп и отдельных учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  • Комплексная информатизация школы
  • Формирование сильного педагогического коллектива, способного успешно решать стоящие перед школой задачи в режиме команды единомышленников
  • Формирование системы инклюзивного образования
  • Формирование системы поддержки одаренных детей
  • Повышение роли Управляющего совета, других форм государственно-общественного управления в развитии школы

Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы

  • Положительная динамика результатов внутреннего и внешнего мониторинга качества знаний
  • Положительная динамика результатов участия школьников в олимпиадах, конкурсах и др.
  • Положительная динамика участия педагогов в профессиональных конкурсах, рейтингах и др.
  • Степень удовлетворенности учащихся, родителей (законных представителей) происходящими изменениями
  • Степень удовлетворенности учителей происходящими изменениями
  • Результаты комплексной информатизации школы
  • Результаты развития инженерных систем зданий школы во взаимодействии с единой образовательной информационной системой (средой) для обеспечения комфортных, безопасных условий обучения за счет предоставления комплекса электронных сервисов (идентификация учащихся, контроль посещаемости и успеваемости; электронные киоски; видео-, фотонаблюдение; безналичные расчеты услуг питания, родительский контроль за расходованием средств на школьное питание и др.)
  • Концептуальная модель педагога
  • Результаты реализации принципов инклюзивного образования
  • Расширение участия Управляющего совета в развитии школы (новые формы и направления работы УС)

Ресурсное обеспечение, финансирование реализации программы

Для реализации Программы необходимо следующее ресурсное обеспечение:

  • нормативно-правовое;
  • программно-методическое;
  • информационное;
  • мотивационное;
  • кадровое;
  • материально-техническое.

Финансирование реализации Программы происходит за счет бюджетных средств, предоставления платных дополнительных образовательных услуг, грантов, спонсорских программ.

Сроки реализации программы

2016 — 2020 гг.

Глава 1. Стратегический анализ среды ГБОУ «Школа № 1788»

1.1. Анализ макросреды образовательной организации

Тенденции, имеющие существенное значение для разработки стратегии развития образовательной организации (PEST-анализ):

Политика

Экономика

  • Переход к новой системно-деятельностной парадигме, заявленной в федеральных государственных образовательных стандартах. От «накопления» знаний, умений, навыков — к развитию личности ребенка. От однообразия образовательной среды, монотонности учебного процесса — к смене видов деятельности, к высокой мотивации учения, к здоровьесбережению
  • Задачи, поставленные в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
  • Создание в городе Москве крупных образовательных комплексов, охватывающих все ступени образования, в т. ч. дошкольное образование
  • Создание правовой основы для развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Закон об образовании в РФ)
  • Постепенная стабилизация экономики после кризиса
  • Возможности города Москвы в финансировании системы образования
  • Динамичное развитие ТиНАО как территории Москвы, где реализуются инновационные подходы в различных сферах жизни города.

Социум

Технология

  • Запрос на активное внедрение эффективных образовательных технологий как средства повысить мотивацию детей к учению, развивать личность ребенка, повысить качество образования, сделать процесс образования здоровьесберегающим
  • Запрос на изменение роли учителя (от единственного источника знаний к субъекту сотрудничества)
  • Запрос на создание современной системы дополнительного образования детей
  • Запрос на интеграцию образовательной среды школы в общегородское, общероссийское, мировое информационное образовательное пространство
  • Запрос на создание системы электронных сервисов «Умная школа», которые призваны обеспечить комфортные, безопасные условия пребывания ребенка в школе
  • Информатизация образования
  • Развитие электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
  • Прозрачность образовательного процесса за счет создания электронного журнала, дневника
  • Появление большого количества качественных цифровых образовательных ресурсов в сети Интернет
  • Прорывное развитие технологий повышения квалификации учителей в городе Москве

Влияние названных тенденций на разработку стратегии развития школы представлено в «Концептуальном проекте желаемого будущего» (глава 2).

1.2. Анализ микросреды образовательной организации

В районе, где расположен комплекс ГБОУ «Школа № 1788», работают 12 образовательных организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования детей, преимущественно на платной основе.

Центр детского развития "Азбука интеллекта"

Центр интенсивного комплексного развития детей. В центре работают специалисты разного профиля. Комплексные и отдельные занятия для детей от 8 месяцев до 12 лет.

Центр детского развития "В школу с улыбкой"

Развивающие занятия для детей от 8 месяцев до 7 лет.

Детский «Бэби-клуб»:

  • Развивающие занятия для детей от 1,5-7 лет
  • Группа кратковременного пребывания для детей разных возрастов
  • Подготовка к школе детей от 5-7 лет
  • Арт-студия
  • Детский фитнес
  • Музыка
  • Логопед
  • Английский язык

Детский клуб «Таленто»

  • Развивающие программы для малышей
  • Занятия с психологом и логопедом
  • Спортивные занятия
  • Творческие занятия
  • Группы выходного дня с познавательно-развлекательными программами

Частный детский сад "Сказочный домик"

  • Группы для детей от 1,5 до 5 лет
  • Группы полного дня и кратковременного пребывания
  • Занятия с логопедом, психологом, детский фитнес, изобразительное искусство, лепка, английский язык и др.
  • Домашнее питание

Развивающий центр «Крошка.ру»

Занятия для детей от 1 до 16 лет: подготовка к школе, вокал, хореография, шахматы, изобразительное искусство, каллиграфия, КВН.

Детский клуб «Планета детей»

Клуб работает с дошкольниками и детьми школьного возраста:

  • Группа неполного дня с 3 лет
  • Подготовка к школе
  • Английский язык
  • Логопед
  • Психолог
  • Развивающие занятия с 1 года
  • Монтессори-группа
  • Театральная студия
  • Творческая студия
  • Изостудия
  • Шахматы
  • Танцы
  • Йога для детей и взрослых

Детский центр, частный детский сад "Алёнушка":

  • Развитие, воспитание, присмотр, уход за детьми в возрасте от 1 до 7 лет
  • Возможно круглосуточное пребывание, есть группа выходного дня

Центр иностранных языков «Star English»

Английский, французский, немецкий, китайский, испанский, итальянский, японский языки для взрослых и детей с 3-х лет.

Коммерческий детский сад "Солнышко":

  • Творческие детские студии
  • Хореографические кружки
  • Спортивные кружки
  • Вокальные студии
  • Образовательные кружки
  • Иностранные языки

Школа английского языка «Langwe»

Английский язык для детей и взрослых.

Бассейн «Альбатрос»

Оздоровительные занятия и уроки плавания.

В непосредственной близости находятся 2 бюджетные организации, а именно:

  • ГБОУ "Школа № 41 им. Г. А. Тарана" (25 объединений дополнительного образования для детей в возрасте от 7 до 17 лет)
  • Культурный центр «Внуково» (62 объединения дополнительного образования для жителей района с 2-х лет)

Анализ микросреды показывает, что школа не находится в выраженном конкурентном пространстве, поскольку услуги, предоставляемые близлежащими организациями, нельзя назвать уникальными; кроме того, услуги предоставляются на платной основе, что существенно ограничивает круг заинтересованных семей. Вместе с тем такое окружение может иметь и положительные следствия, если рассмотреть возможности партнерского взаимодействия школы и организаций-соседей. В настоящее время учащиеся ГБОУ «Школы № 1788» посещают уроки плавания в бассейне «Альбатрос», участвуют в культурной жизни района и часто выступают на сцене культурного центра «Внуково». Расширение рамок и форм партнерства благоприятно скажется как на развитии школы, так и на развитии организаций-партнеров.

1. 3. Анализ внутренней и внешней среды образовательной организации

1.3.1. Общие сведения об образовательной организации

Полное название учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1788"

Адрес учреждения

108817, Москва, улица Авиаконструктора Петлякова, дом 17

Более подробную информацию о зданиях и отделениях школы см. в публичном докладе руководителя на официальном сайте: http://gum1788tn.mskobr.ru/files/1788_publ_doklad.pdf

Почтовый адрес и место хранения документов учреждения

108817, Москва, улица Авиаконструктора Петлякова, дом 17

Телефон/факс учреждения

+7 (495) 827-02-64, +7 (495) 827-02-65

Официальный сайт

http://gum1788tn.mskobr.ru/

E-mail

1788@edu.mos.ru

ФИО директора

Ездов Александр Анатольевич

Учредитель

Департамент образования города Москвы

Лицензия на образовательную деятельность

Реквизиты лицензии на право ведения образовательной деятельности: 77Л01 0007179 036373 бессрочно

Свидетельство об аккредитации

Реквизиты свидетельства о государственной аккредитации: серия: 77А01 0003872 003872 30.04.2026 Очная форма обучения, Семейное образование, Обучение на дому, Самообразование

Режим работы

Школьное отделение: понедельник - суббота с 7:00 до 21:00 Дошкольное отделение: понедельник - пятница с 7:00 до 19:00

Более подробную информацию о режиме работы см. на официальном сайте: http://gum1788tn.mskobr.ru/info_edu/basics/

Количество учащихся / воспитанников

4037 (данные на 2016 год)

1.3.2. Управление ОО и учебно-методическим процессом

Высшим органом управления ГБОУ «Школы № 1788» является Управляющий Совет.

Органом, решающими вопросы образовательного процесса, совершенствования деятельности и развития школы, является Педагогический совет школы.

Педсовет собирается не реже 1 раза в четверть. Его главная задача - рассмотрение документов, подготовленных администрацией и рабочими группами педагогов, в которых должны содержаться анализ фактической и предлагаемой учебно-воспитательной работы за определенный период учебного года.

Работа по организации управления ГБОУ «Школы № 1788» направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий ориентирован на качественную подготовку выпускника школы, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учётом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе, – основной критерий оценки эффективности системы управления.

Координация деятельности аппарата управления осуществляется через систему административных совещаний при администраторе - еженедельно. С педагогическим коллективом 1 раз в месяц проводятся оперативные совещания при заместите директора. Совещания при директоре проходят раз в месяц. По актуальным вопросам образовательной деятельности проводятся заседания рабочих групп, проектной группы и малые педсоветы.

Приоритетным направлением в управленческой модели школы является создание коллектива единомышленников. Это предполагает осуществление управления на основе сотрудничества, сотворчества и соуправления. Поэтому основополагающими принципами управленческой деятельности является принцип демократичности, гласности и преемственности всех систем управления. Это предусматривает:

  • делегирование определенных управленческих функций предметным методическим объединениям;
  • усиление роли самоанализа и самоконтроля в деятельности педагогов.

В школе введена система внутренней экспертизы образовательного процесса на всех уровнях (педагогов, методического объединения и администрации).

С целью повышения эффективности управления реализацией образовательной программы разработаны критерии оценки успешности работы школы и каждого ученика.

Положительно влияет на успешность школы модернизация системы методической работы: деятельности методических объединений, проведение научно-практических семинаров, недель педагогического мастерства, работа круглых столов – всё это составляет основу методического сопровождения реализации образовательной программы школы. Среди ведущих факторов, составляющих основу организации методической службы школы, выделяются следующие:

  • социальный заказ на творческую личность педагога;
  • личностно-гуманистическую ориентацию образования в условиях его непрерывности;
  • инновационную деятельность педагогов;
  • реализацию федеральной, региональной и внутришкольной политики в образовании.

1.3.3. Краткая характеристика администрации и педагогического коллектива

Администрация

ФИО

Должность

Образование

Обязанности

Ездов Александр Анатольевич

Директор

Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени В.И. Ленина

Специальность: физика

Квалификация: учитель физики

Профессиональная переподготовка: Тамбовский государственный технический университет, 2016 г.

Менеджмент в образовании

Ученая степень: Московский педагогический государственный университет - присуждена ученая степень кандидата педагогических наук

Руководство на основе Устава всеми видами деятельности школы.

Организация образовательной (учебно-воспитательной) работы школы.
Обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы школы.
Создание режима соблюдения норм и правил техники безопасности в школе.

Горбунова Надежда Сергеевна

Заместитель директора по управлению ресурсами

Образование: Московская государственная академия приборостроения и информатики, 1995 г.

Специальность: технология машиностроения

Квалификация: инженер-механик

Профессиональная переподготовка: Тамбовский государственный технический университет, 2016 г.

Менеджмент в образовании

Почетный работник общего образования Российской Федерации –Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2015 г. № 1053/к-н

Управление ресурсами школы для обеспечения образовательного процесса.

Организация оптимального экономического планирования жизни образовательного учреждения.

Рыбина Ирина Викторовна

Заместитель директора по содержанию образования

Образование: Читинский технический университет, 2002 г.

Специальность: Социальная работа

Квалификация: Специалист по социальной работе

Московский городской психолого-педагогический университет, 2012 г.

Магистр по направлению подготовки психология

Профессиональная переподготовка: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015 г.

Клиническая психология

Организация разработки и реализации образовательной программы начального общего образования, основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Руководство деятельностью педагогического коллектива образовательной организации.

Контроль условий, процессов и результатов образовательной деятельности.

Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС.

Сынков Илья Сергеевич

Заместитель директора по новому строительству и информационным технологиям

Образование: Тамбовский государственный технический университет, 2007 г.

Бакалавр техники и технологии по направлению «Автоматизация и управление»

Тамбовский государственный технический университет, 2009 г.

Магистр техники и технологии по направлению «Метрология, стандартизация и сертификация»

Профессиональная переподготовка: Тамбовский государственный технический университет, 2016 г.

Менеджмент в образовании

Управление материально-технической базой ОО для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности.

Организация целенаправленного процесса развития информационных технологий в ОО.

Рихерт Сергей Николаевич

Старший методист

Образование: Алтайский государственный педагогический университет, 2015 год

Учитель истории

Создание качественной методической работы образовательной организации.

Координирование работы методистов.

Повышение уровня профессионализма педагогических работников.

Организация и координация учебно-методической деятельности образовательной организации.

Гачковская Наталья Михайловна

Старший методист

Образование: Томский государственный педагогический институт, 1993г.

Учитель математики, физики

Профессиональная переподготовка:

ГБОУ Педагогическая академия ,2012г.

Менеджмент в образовании

Создание качественной методической работы образовательной организации.

Координирование работы методистов.

Повышение уровня профессионализма педагогических работников.

Организация и координация учебно-методической деятельности образовательной организации.

Филимонова Наталья Александровна

Старший воспитатель

Образование: Московская финансово-промышленная академия «МФПА»

Экономист по специальности «Финансы и кредит»

Осуществляет руководство всеми видами деятельности ДОУ.

Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу ДОУ.

Направляет и контролирует работу воспитателей. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания

Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.

Короченцева Ирина Валерьевна

Старший воспитатель

Образование: Московский городской педагогический университет

Организатор-методист дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»

Осуществляет руководство всеми видами деятельности ДОУ.

Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу ДОУ.

Направляет и контролирует работу воспитателей. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания

Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.

Рыбакова Наталья Николаевна

Старший воспитатель

Образование: Каменское высшее педагогическое училище-колледж Ростовской области

Преподавание в начальных классах

Учитель начальных классов

Профессиональная переподготовка:

Московский институт открытого образования

Организатор-методист дошкольного образования

Осуществляет руководство всеми видами деятельности ДОУ.

Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу ДОУ.

Направляет и контролирует работу воспитателей. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания

Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.

Педагогический коллектив

Информация о педагогическом коллективе представлена в публичном докладе руководителя на официальном сайте: http://gum1788tn.mskobr.ru/files/1788_publ_doklad.pdf

В настоящее время педагогический коллектив находится в стадии становления, поскольку после смены руководства в школе произошли большие изменения кадрового состава.

1.3.4. - 1.3.5. Краткая характеристика коллектива школьников; Информация о состоянии здоровья школьников

Информацию о коллективе школьников, о состоянии здоровья школьников представлена в публичном докладе руководителя на официальном сайте: http://gum1788tn.mskobr.ru/files/1788_publ_doklad.pdf

В целом можно сделать вывод о положительной динамике результатов обучения, о достаточном уровне учебных и внеурочных достижений учащихся.

Деятельность школы по созданию условий для сохранения здоровья обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

  • Диагностико-аналитическое
  • Медицинское сопровождение образовательного процесса
  • Организация питания
  • Реализация программ объединений дополнительного образования и педагогических проектов по сохранению здоровья обучающихся

В школе созданы условия для комфортного пребывания учащихся с ОВЗ.

1.3.6. Сотрудничество с родителями

Большое внимание школа уделяет работе по укреплению связи с семьей. Задачами данного направления работы являются:

  • активизировать интерес родителей к проблемам школы;
  • создать условия условий взаимодействия семьи и школы на основе сотрудничества;
  • повысить педагогическую культуру родителей, вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Формы работы: классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, заседания общешкольного родительского комитета; индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания, социальное консультирование (малообеспеченных, опекунских, неполных семей), анкетирование родителей (по вопросам профориентации, по выбору предметов школьного компонента), оказание помощи родителям в организации внеурочного времени учащихся, привлечение родителей к проведению общешкольных и классных мероприятий (праздники, концерты, спортивные соревнования).

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс — одна из главных задач педагогического коллектива школы. Важно, чтобы родители осознавали целевые установки школьного воспитания. Для реализации вышеизложенных задач в школе работает родительский комитет, участники которого имеют возможность непосредственно влиять на работу организации, помогать в подготовке и проведении мероприятий.

Одно из приоритетных направлений работы с родителями, нацеленных на укрепление связи между семьей и школой, — организация и проведение совместных мероприятий.

1.3.7. Характеристика учебного плана и его особенности

Учебный план представлен на официальном сайте школы: http://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id=%7BA3963D97-ED04-4650-A20B-7DEE38D8F7EF%7D&name=%D0%A3chebnyy-plan-2016-2017.pdf

Учебный план представляет собой совокупность планов, рассчитанных на учащихся общеобразовательных классов, учащихся по индивидуальным учебным планам, и включает:

  • Учебный план начального общего образования (1 — 4 классы)
  • Учебный план начального общего образования (индивидуальное

обучение на дому)

  • Учебный план основного общего образования в соответствии с ФГОС

ООО (5, 6 классы)

  • Учебный план основного общего образования в соответствии с ФК ГОС

ООО (7 — 9 классы)

  • Учебный план адаптированной основной общеобразовательной

программы по нозологиям

  • Учебный план среднего общего образования (10 — 11 классы)

В школе созданы кадетский, инженерный классы.

1.3.8. Организация внеклассной и внеурочной деятельности

Внеклассная и внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем — с целью создания ученического коллектива. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Подробная информация об организации внеклассной и внеурочной работы представлена в публичном докладе руководителя на официальном сайте: http://gum1788tn.mskobr.ru/files/1788_publ_doklad.pdf

1.3.9. Методическая и инновационная работа

Школа находится в стадии формирования новой системы методической работы. Основу методического сопровождения реализации образовательной программы составляют такие традиционные формы работы, как деятельность методических объединений, проведение научно-практических семинаров, недель педагогического мастерства, работа круглых столов.

Формируемая система методической работы должны отвечать следующим вызовам:

  • Запрос на высокопрофессионального, творческого педагога
  • Запрос на изменение роли учителя в процессе обучения (от единственного источника знаний к субъекту сотрудничества)
  • Запрос на активное внедрение эффективных образовательных технологий как средства повысить мотивацию детей к учению, развивать личность ребенка, повысить качество образования, сделать процесс образования здоровьесберегающим
  • Запрос на умение работать в команде, не теряя своей индивидуальности

1.3.10. Информационно-технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

В рамках программы развития предполагается активное развитие двух направлений информационно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

  • Создание единой образовательной информационной системы (среды) школы (аппаратное, программное обеспечение, корпоративная локальная сеть, доступ в интернет, курсы ИКТ поддержки, средства для проведения видеоконференций, обучение пользователей, система технического и методического сопровождения и др.)
  • Создание системы электронных сервисов «Умная школа» (аппаратное, программное обеспечение, корпоративная локальная сеть, обучение пользователей, система технического сопровождения и др.)

1.3.11. Материально-техническая база

Материально-техническая база ГБОУ «Школы № 1788» позволяет успешно реализовать образовательные программы на всех ступенях обучения. Группы дошкольного отделения и учебные кабинеты оснащены современной и удобной мебелью, достаточным количеством качественных игрушек и дидактических пособий для интеллектуального и сенсорного воспитания, развития различных видов детской деятельности, учебным и компьютерным оборудованием. Территории зданий благоустроены, хорошо озеленены. Прогулочные площадки в дошкольных отделениях оснащены теневыми навесами, малыми игровыми формами. Для физического развития обучающихся оборудованы спортивные площадки.

Подробную информацию о техническом оснащении дошкольных и школьных отделений см. в публичном докладе руководителя на официальном сайте: http://gum1788tn.mskobr.ru/files/1788_publ_doklad.pdf

1.3.12. Характеристика социума, творческие, административные контакты, внешние связи

В настоящее время новое руководство школы проводит мероприятия по изучению социума, формированию творческих, административных контактов, необходимых для успешной работы школы внешних связей.

Школа сотрудничает со следующими учебными заведениями: МИОО, МПГУ, Московский государственный областной университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАМИ, МГУ.

Выводы по главе 1. Основания для разработки стратегии развития ГБОУ «Школа № 1788»

Результаты анализа внутренней и внешней среды в формате SWOT.

Анализ внутренних факторов

Анализ внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Положительная динамика качества образования по многим предметным областям

Раздробленность педагогического коллектива (разные здания, смена части коллектива); неприятие перемен частью педагогов

Хорошая нормативно-правовая база развития школы (стандарты образования, программа «Столичное образование» и др.)

Возможные колебания экономической, политической обстановки в стране, в мире

Хорошие результаты участия в олимпиадах различного уровня по многим предметным областям

Отсутствие эффективной концепции мониторинга качества образования, единой системы сбора и анализа информации о качестве образования в образовательном комплексе

Формирование в рамках города Москвы перспективных направлений повышения квалификации педагогов

Возможная смена ключевых приоритетов в развитии российского, столичного образования

Формат образовательного комплекса позволяет выстроить процесс развития ребенка от детского сада до выпуска из школы

Недостаточно эффективные модели методической работы, кадровой работы

Партнерство с образовательными организациями (МИОО, МПГУ и др.)

Неприятие перемен частью родительской общественности

Хорошая материально-техническая база

Ограниченность в использовании различных педагогических технологий

Соседство с организациями дополнительного образования детей, что позволяет выстраивать различные схемы партнерского взаимодействия

Сильный состав администрации, нацеленный на прорыв в развитии школы; богатый опыт администрации в организации электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий в обучении детей с различными нозологиями

Отсутствие собственной информационной образовательной среды

Положительный потенциал родительской общественности

Заинтересованность Управляющего совета во влиянии на развитие школы

Недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры зданий школы

Хорошая подготовленность зданий школы к инклюзивному образованию

Таким образом, можно выделить следующие ключевые направления разработки стратегии развития (основные векторы развития) школы:

  • Качество образования
  • Безопасность и здоровье участников образовательного процесса
  • Ресурсное обеспечение образовательных программ
  • Условия обучения и материальная база школы
  • Режим работы
  • Кадровая политика
  • Доступность образования, в т. ч. потребности особых категорий учащихся (дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации), развитие разносторонней детской одаренности
  • Дисциплина, профилактика и разрешение конфликтов
  • Правовое обеспечение деятельности
  • Совершенствование структуры управления

Глава 2. Концептуальный проект желаемого будущего

Векторы развития

Задачи

Управление реализацией стратегии

Показатели (индикаторы) успешности реализации / концептуальная модель желаемого

Качество образования

Повышение качества образования за счет перехода к новой системно-деятельностной парадигме, заявленной в федеральных государственных образовательных стандартах. От «накопления» знаний, умений, навыков — к развитию личности ребенка. От однообразия образовательной среды, монотонности учебного процесса — к смене видов деятельности, к высокой мотивации учения, к здоровьесбережению.

1. Принятие, реализация комплекса управленческих решений, направленных на внедрение в практику школы эффективных педагогических технологий: проектной технологии, технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, игровой технологии, технологии мастерских, кейс-технологии, технологии интегрированного обучения, групповой технологии (моделей совместной деятельности), информационно-коммуникационной технологии (и как ее возможной составной части — педагогических моделей, связанных с использованием коммуникаторов) и др.

  • Степень удовлетворенности учащихся использованием различных педагогических технологий
  • Степень удовлетворенности учителей использованием различных педагогических технологий
  • Положительная динамика результатов внутреннего и внешнего мониторинга качества знаний
  • Положительная динамика результатов участия школьников в олимпиадах, конкурсах и др.
  • Положительная динамика участия педагогов в профессиональных конкурсах, рейтингах и др.

2. Принятие, реализация комплекса управленческих решений, направленных на разработку новой концепции мониторинга качества образования: создание нормативно-правовой, методической и критериальной базы (локальных актов, программ, планов, моделей, алгоритмов действий, системы измерителей и оценок и др.), обосновывающих цель образовательной деятельности, модель образовательного результата, критерии соотнесения цели и результата, программы реализации поставленной цели, планы мониторинговых исследований и др.

  • Формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о качестве образования в образовательном комплексе
  • Выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий
  • Формирование рейтинговых показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени)
  • Использование данных мониторинга для разработки стратегии и тактики развития школы
  • Использование данных мониторинга для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся
  • Использование данных мониторинга для определения качества работы педагогов

Образовательная программа

Разработка образовательной программы, максимально учитывающей запросы различных групп и отдельных учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Принятие, реализация комплекса управленческих решений, направленных на формирование модели разработки образовательной программы «от запросов контингента учащихся».

Школа предоставляет возможности для получения образования в соответствии с запросами различных групп и отдельных учащихся.

Школа развивается как многопрофильное учреждение (кадетский класс, инженерный класс и т. д.)

Ресурсное обеспечение образовательных программ

Условия обучения и материальная база школы

Режим работы школы

Безопасность и здоровье участников образовательного процесса

Комплексная информатизация школы

1. Принятие, реализация комплекса управленческих, технических решений по созданию, функционированию единой образовательной информационной системы (среды) школы (аппаратное, программное обеспечение, корпоративная локальная сеть, доступ в интернет, курсы ИКТ поддержки, средства для проведения видеоконференций, обучение пользователей, система технического и методического сопровождения и др.)

Информационная среда позволит контролировать активность ученика на занятиях, позволит создавать и хранить коллекции работ каждого учащегося (портфолио): сами работы в цифровом формате и последовательные приближения к результату, образцы взаимодействия учащегося с учителями и сверстниками по совместному решению учебных задач, выполнению проектов, обмену знаниями.

Работая в информационной среде, школьник успешно освоит многие универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и дальнейшей успешной карьеры: поиска информации; отбора образовательных ресурсов, необходимых для решения конкретной учебной задачи; участия в учебном обсуждении, учебной дискуссии с использованием современных средств телекоммуникации; решения учебной задачи с использованием специального программного обеспечения; рефлексии, самоооценки, оценки учебных успехов одноклассников и др.

2. Принятие, реализация комплекса управленческих, технических решений по созданию, функционированию системы электронных сервисов «Умная школа» (аппаратное, программное обеспечение, корпоративная локальная сеть, обучение пользователей, система технического сопровождения и др.)

Инженерные системы здания во взаимодействии с единой образовательной информационной системой (средой) школы обеспечивают комфортные, безопасные условия обучения за счет предоставления комплекса электронных сервисов:

  • Идентификация учащихся, контроль посещаемости и успеваемости
  • Электронные киоски (возможность просмотра оперативной информации об образовательном процессе, получения консультации, распечатки дневника, расписания, сданных в информационной системе работ с комментариями учителей и др.)
  • Видео-, фотонаблюдение
  • Безналичные расчеты услуг питания, родительский контроль за расходованием средств на школьное питание и др.

Кадровая политика образовательной организации

Формирование сильного педагогического коллектива, способного успешно решать стоящие перед школой задачи в режиме команды единомышленников

Принятие, реализация комплекса управленческих решений по созданию эффективной системы работы с педагогическими кадрами, включающей следующие направления:

  • создание эффективной модели методической службы школы;
  • формирование профессиональной компетентности, непрерывное повышение квалификации, профессионального мастерства учителя;
  • развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, восприимчивости к педагогическим инновациям;
  • изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
  • координация работы учителей в рамках различных внутришкольных объединений;
  • внешние связи педагогического коллектива.

Концептуальная модель педагога:

  • Высокий уровень общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации коммуникации, осуществляемой в режиме диалога
  • Способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, научности
  • Способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности
  • Стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов
  • Культура рефлексии
  • Умения и навыки концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности
  • Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации
  • Принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога
  • Культура педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции
  • Сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности

Доступность образования, в т. ч. потребности особых категорий учащихся (дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации), развитие разносторонней детской одаренности

Формирование системы инклюзивного образования

Принятие, реализация комплекса управленческих и технических решений по созданию школы инклюзивного типа:

  • техническое дооснащение зданий с целью создания безбарьерной среды;
  • разработка образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение квалификации педагогов;
  • разработка адаптивных учебных программ;
  • разработка методик, банка заданий, курсов для работы в режиме инклюзии;
  • создание возможностей для очно-дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями как одной из моделей инклюзии

Школа стремится к реализации принципов инклюзивного образования, в т. ч.:

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Развитие системы очно-дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями как одной из моделей инклюзии. Использование дистанционных образовательных технологий позволит каждому ребенку с ОВЗ заниматься по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Все предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося. Дистанционные образовательные технологии позволят эффективно решить проблему общения детей с ОВЗ со сверстниками, социализации, творческого развития. Дистанционные образовательные технологии также могут быть использованы в период болезни ребенка, в период карантина, для выполнения домашних заданий, для консультирования учащихся.

Формирование системы поддержки одаренных детей

Принятие комплекса управленческих решений по созданию системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Положительная динамика участия детей в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и др. мероприятиях.

Правовое обеспечение деятельности образовательной организации

Совершенствование структуры управления образовательной организации

Повышение роли Управляющего совета в развитии школы

Принятие комплекса управленческих решений, способствующих активному участию Управляющего совета в развитии школы в рамках ключевых приоритетов.

Основные направления работы УС:

  • Экспертиза, согласование ключевых приоритетов стратегического развития школы, участие в разработке программы стратегического развития школы
  • Участие в экспертизе, создании нормативно-правовой базы внедрении новых педагогических технологий с целью повышения качества образования
  • Участие в разработке новой концепции мониторинга качества образования (создание нормативно-правовой базы, экспертиза управленческих решений)
  • Участие в разработке образовательной программы школы (экспертиза учета образовательных запросов различных групп, отдельных учащихся)
  • Участие в комплексной информатизации школы как одном из направлений ресурсного обеспечения образовательных программ, улучшения условий обучения, внедрения здоровьесберегающих технологий (дополнительное финансирование, создание нормативно-правовой базы, экспертиза управленческих решений)
  • Участие в создании эффективной системы работы с педагогическими кадрами (создание нормативно-правовой базы, экспертиза управленческих решений)
  • Участие в развитии инклюзивного образования (дополнительное финансирование создания безбарьерной среды, экспертиза учета образовательных запросов учащихся с особыми потребностями при разработке образовательной программы)
  • Участие в работе с одаренными детьми (установление внешних связей, ресурсное обеспечение мероприятий)
  • Участие в поддержании дисциплины в школе, в разрешении конфликтных ситуаций («Школа примирения», создание нормативно-правовой базы)

Глава 3. Стратегические проекты программы развития

Реализация программы развития происходит через некоторое количество взаимосвязанных проектов (их состав может меняться в процессе реализации). Проектная форма позволит уточнить и структурировать цели реализации программы, сформировать творческие коллективы единомышленников для реализации различных направлений программы, объединить детей и взрослых, сделать процесс реализации программы видимым, понятным всем участникам образовательного процесса, сформировать и поддерживать атмосферу соучастия, когда каждый, даже самый маленький, может внести свою лепту в общее дело.

Ниже представлены возможные проекты.

Проект «Хочу в школу!»

Проблема: оторванность школьной жизни ребенка от внешкольной; «неинтересность» школьной жизни; школа как «приложение» к реальной жизни ребенка; часто школа интересна только как площадка для общения.

Цель: создать школу, находясь в которой, ребенок не готовится к будущей жизни, а уже живет реальной, сегодняшней жизнью, которая наполнена интересной, отвечающей его потребностям и особенностям деятельностью: учебной, игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Ожидаемый результат: «Хочу в школу!»

Проект «Школа новых технологий»

Проблема: «традиционные» педагогические технологии «утяжеляют» процесс обучения, нацелены только на «передачу знаний», на выполнение детьми рутинных операций, не способствуют развитию детей, сохранению их здоровья.

Цель: создать школу многообразия педагогических технологий.

Ожидаемый результат: повышение качества образования; высокая мотивация детей к учению.

Проект «Идеальный учитель»

Проблема: не всегда и не у всех педагогов наблюдаются: высокий уровень общей, коммуникативной культуры, умение вести диалог, стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, культура рефлексии, умения и навыки концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и др.

Цель: новой школе нужен новый учитель; каждый учитель хочет стать «идеальным» (конечно, в своем роде).

Ожидаемый результат: создание коллектива профессионалов.

Проект «Инклюзивная школа»

Проблема: неприспособленность (полная или частичная) школ к обучению детей с ОВЗ: инфраструктура зданий, учебные планы, средства обучения, уровень подготовки педагогов, психологический климат и др.

Цель: создать полноценную школу инклюзивного типа.

Ожидаемый результат: равные возможности для обучения, сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, независимо от ограничений в здоровье.

Проект «Коворкинг-центр»

Проблема: неумение многих людей работать в общем пространстве, оставаясь независимыми и свободными, но не испытывая при этом недостатка в общении, работая вместе, делясь идеями и помогая друг другу.

Цель: научить педагогов и детей работать в модели коворкинг-центра, сочетающей индивидуальную траекторию каждого и опору на сотрудничество со всеми.

Ожидаемый результат: класс, школа как коворкинг-центр.

Глава 4. Этапы реализации программы развития

I этап — подготовительный (2016-2017 учебный год):

  • Проведение проблемно-ориентированного анализа внешней и внутренней среды
  • Анализ социального заказа
  • Формирование нормативно-правовой базы
  • Совершенствование структуры управления
  • Планирование изменений в содержании образования в соответствии с приоритетами стратегии развития
  • Формирование показателей успешности реализации программы
  • Планирование стратегических проектов программы развития
  • Определение партнеров

II этап — основной (2017-2018, 2018-2019 учебные гг.):

  • Реализация стратегических проектов программы развития
  • Принятие, реализация комплекса управленческих решений, направленных на внедрение в практику школы эффективных педагогических технологий
  • Принятие, реализация комплекса управленческих решений, направленных на разработку новой концепции мониторинга качества образования
  • Принятие, реализация комплекса управленческих решений, направленных на формирование модели разработки образовательной программы «от запросов контингента учащихся»
  • Принятие, реализация комплекса управленческих, технических решений по созданию, функционированию единой образовательной информационной системы (среды) школы
  • Принятие, реализация комплекса управленческих, технических решений по созданию, функционированию системы электронных сервисов «Умная школа»
  • Принятие, реализация комплекса управленческих решений по созданию эффективной системы работы с педагогическими кадрами
  • Принятие, реализация комплекса управленческих и технических решений по созданию школы инклюзивного типа
  • Принятие комплекса управленческих решений по созданию системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
  • Принятие комплекса управленческих решений, способствующих активному участию Управляющего совета в развитии школы в рамках ключевых приоритетов

III этап — заключительный (2019-2020 учебный год):

  • Подведение предварительных результатов реализации программы
  • Корректировка программы
  • Разработка программы развития школы на следующий период

Глава 5. Ресурсное обеспечение

Для реализации программы развития необходимо следующее ресурсное обеспечение:

  • нормативно-правовое;
  • программно-методическое;
  • информационное;
  • мотивационное;
  • кадровое;
  • материально-техническое.

Нормативно-правовое обеспечение включает:

  • Разработку локальных нормативных актов по основным направлениям реализации программы
  • Разработку документации стратегических проектов
  • Разработку документации для внедрения различных педагогических технологий

Программно-методическое обеспечение включает:

  • Разработку образовательных программ, учебных планов и др.
  • Разработку методик, средств мониторинга реализации программы развития

Информационное обеспечение включает:

  • создание эффективных каналов информирования всех участников образовательного процесса, внешних наблюдателей о ходе реализации программы — в том числе через публикацию/защиту материалов стратегических проектов.

Мотивационное обеспечение включает:

  • Стимулирование деятельности учителей, других работников, принимающих активное участие в реализации программы
  • Разъяснительную работу с учащимися, родительской общественностью о необходимости и сущности преобразований

Кадровое обеспечение включает:

  • Подбор и расстановку кадров для реализации различных направлений программы развития
  • Повышение квалификации педагогических кадров

Глава 6. Риски, их влияние и минимизация

Риски

Меры для минимизации рисков

Неготовность части педагогов работать в режиме единой команды

Формирование пространства общих смыслов деятельности, формирование навыков работы в команде

Психологическая неготовность отдельных субъектов образовательного процесса к переменам

Диагностическая, разъяснительная, мотивационная работа; работа службы психологического сопровождения

Недостаточная профессиональная готовность части педагогов к участию в реализации программы

Мероприятия по повышению квалификации, совместная деятельность, обмен опытом

Глава 7. Контроль выполнения программы

Контроль за выполнением программы администрация оставляет за собой.

Администрация, Управляющий совет, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность, организации-партнеры анализируют ход выполнения плана действий по реализации программы и вносят предложения на педагогический совет по его возможной коррекции, осуществляют ресурсное обеспечение реализации программы в рамках своих полномочий.

Администрация ежегодно подводит итоги выполнения программы и публикует их на сайте образовательной организации.

Глава 8. Финансовое обеспечение реализации программы

Реализация программы происходит за счет различных источников финансирования, предусмотренных для образовательной организации.